10 правил конструктивной критики

16 Янв

 

 

 

 

 

 

 

Наряду с правильным отношением к критике, одним из главных навыков коммуникабельности является умение грамотно указать на ошибки – умение критиковать (конструктивная критика).

 

Неправильная критика (ложная и деструктивная критика) может легко настроить человека против вас и вызвать агрессивность и враждебность, или стать причиной бесполезных споров и оправданий. Не обладая искусством критики можно пошатнуть уверенность в себе и подорвать моральный дух человека (если вы руководитель это грозит вам снижением работоспособности и ухудшением качества работы).
Никто не любит, когда его критикуют. Но без негативных оценок бывает не обойтись, как ни в личных отношениях (если не указывать партнеру на то, что он делает не так, вам не удастся построить счастья), так и ни в деловых и служебных. Без конструктивной критики невозможно продвигаться вперед.
От того знаете ли вы как правильно критиковать, зависит, будет ли ваша критика продуктивной, сможете ли вы высказать человеку претензии и остаться с ним в хороших дружеских или партнерских отношениях.
Чтобы ваша критика не была оскорбительной и обидной, и имела результат, используйте эти правила:

Прежде всего, уберите из критики эмоциональную составляющую (в том числе высокомерие, сарказм и т.п.), умерьте пыл, обращайтесь к человеку уважительно. Конструктивная критика это не грубое и агрессивное осуждение, не осмеивание поступков человека, а желание улучшить ситуацию, указать на ошибки и промахи. Правила конструктивной критики предполагают искренность, внутреннюю открытость и возможность договориться.В большей своей части, люди лучше воспринимают доброжелательный тон. Однако есть те, кто склонен делить людей на слабых и сильных, сними лучше говорить жестко и твердо (твердо, но не грубо).
Критикуемый должен четко понимать, что вы ему хотите сказать! Если вы будете ходить вокруг до около, изъясняться общими фразами и использовать намеки, возможна вероятность, что вы останетесь непонятым. Лучше объяснять, раскладывая все по полочкам. В конце разговора можно спросить, правильно ли человек понял необходимость и причины этого разговора?
Критикуйте поступки человека, а не его самого. Одно дело сказать «Ты толковый, мыслящий человек, а поступил непредусмотрительно», другое «Ты идиот, сделал такую глупость!». Обращайте внимание на поступки и действия, не переходите на личности.
Высказывайте свое мнение (критику) в порядке предложения, не навязывая его.Правильно критиковать, значит сделать так, чтобы ошибка или недостаток выглядел легко исправимым (безвыходность положения повергает людей в уныние). Не давите человеку на психику, подскажите как выйти из сложившейся ситуации.
Если вы решили указать человеку на ошибки и рассчитываете на его понимание, убедитесь что выбрали подходящее время (здесь в большей степени речь о личных отношениях). Если в данный момент человек находится в тяжелых обстоятельствах или в плохом настроении, критика не будет услышана и воспринята и только может усугубить его состояние.
Помимо подходящего времени для критических замечаний, правила конструктивной критики предполагают и выбор места. Позаботьтесь о том, чтобы при разговоре с критикуемым, не присутствовали посторонние. Публичное отсчитывание, будь то близкого человека, коллегу или подчиненного, вряд ли пойдет на пользу делу.
Прежде чем кого-то критиковать, расскажите о своих собственных промахах и прошлых недостатках. Самокритика, признание собственных ошибок, позволяет критикуемому воспринимать замечания не так остро, и то, что его самолюбие оказывается менее уязвленным, дает больше шансов на понимание и исправление им ошибок.
«Прежде чем сказать кому-то горькую правду, смажь медом кончик своего языка» — прислушайтесь к этой арабской пословице. Прежде чем перейти к предмету критики, признайте определенные достоинства человека, начните с похвалы.
Искусство критики заключается в умении найти нужные слова для любого человека. Если человек мнителен, тревожен, раним, или старается для всех быть хорошим, критика должна быть как можно мягче. Другое дело если человек высокомерен и горд – тут можно быть тверже, но ни в коем случае не задевая самолюбия. Творческому человеку лучше донести свои претензии и замечания — в форме образов. Если человек с чувством юмора, оберните критику в шутку. Не до шуток, если критикуемый известен своей низкой самооценкой. Эгоисту и прагматику объясните свои требования так, чтобы он увидел в них выгоду и пользу.
И так:

1. НЕ ДЕЛАЙТЕ ИЗ КРИТИКИ ПРИВЫЧКИ
Когда сотрудника критикуют за все и всегда, постепенно цель критики пропадает из вида. Все начинают понимать: что бы они ни делали, их все равно раскритикуют в пух и прах. Гендиректор «Ай-би-эм» Дэн Черутти, например, пытается на каждое серьезное критическое замечание похвалить человека семь раз.

2. НЕ НАКАПЛИВАЙТЕ КРИТИКУ
Влиять на поведение других лучше понемногу, а критику выдавать маленькими порциями. Если разом вывалить на команду кучу проблем, у них появляется чувство безысходности, бренности мира и несправедливости космоса. Такое происходит, когда руководитель ждет «подходящего момента», чтобы поговорить о проблемах.
Бизнес-тренер Кейт Людеман советует критиковать в реальном времени или сразу после. Не затягивайте с критикой.

3. НЕ СРЫВАЙТЕСЬ НА ДРУГИХ
Всем тяжело, и вам, наверняка, тяжелее всех. Жесткая критика других снимает раздражение и помогает расслабиться. Но она не улучшает поведение тех, кого вы критикуете. Скорее, наоборот: такая критика создает сопротивление и неприятие.

4. НЕ ОТПРАВЛЯЙТЕ КРИТИКУ ПО ПОЧТЕ
Если вы по жизни избегаете трений и конфликтов, скорее всего, вам захочется отправить неприятную критику по почте. Добрый совет: никогда так не делайте. Большинство людей истолкуют вашу критику неправильно, обидятся и начнут жаловаться. Лучше поговорите лично.

5. НАЧНИТЕ С ИСКРЕННЕЙ ПОХВАЛЫ
Постройте обратную связь вокруг похвалы. Покажите, что человек делает хорошо. И укажите, что из его обязанностей еще нужно развить. Любая обратная связь будет эффективнее, если для начала сосредоточиться на хорошем.

6. ДОКОПАЙТЕСЬ ДО КОРНЯ ПРОБЛЕМЫ
Ваши комментарии и критика будут эффективнее, если вы поймете, как человек изначально воспринимал ситуацию и из чего исходил. Задавайте вопросы: «Объясни, как ты пришел к решению», «Из чего ты исходил?». Такие вопросы помогают понять корень проблемы не только вам, но и вашим коллегам. Здорово, если они сами все поймут.

7. СНАЧАЛА ПОСЛУШАЙТЕ ДРУГИХ
Люди, в своей массе, не могут чему-то научиться, если чувствуют, что их не слышат. Хорошая обратная связь требует сочувствия. Чтобы другой человек захотел стать лучше, у него не должно быть ощущения непонятости и неоцененности.

8. НЕ НАВЯЗЫВАЙТЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ
Чаще всего мы знаем, что что-то не так. Часто даже понимаем, что именно и как это исправить. Поэтому вместо того, чтобы с порога диктовать другим правильное решение, сначала спросите их, как бы они исправили положение сами.

9. БУДЬТЕ ПРИМЕРОМ
Критика бесполезна, если непонятно, как исправиться, и если у критикующего самого рыльце в пушку. Критикуя, оставайтесь примером для других. Помните, что подчиненный работает не лучше, чем его руководитель.

10. ПРИНИМАЙТЕ КРИТИКУ
Если вы верите, что критика улучшает работу и делает компанию лучше, то и вам следует любить и принимать ее. Не так-то просто встретить менеджеров, которые хорошо реагируют на критику. А ведь это — ценнейший источник для развития бизнеса.

Автор: Джефри Джеймс

© 2014,internet news md

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s